БНБ "НТС" (48014) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
АдатОпределение "Адат" в НТСАдат обычаи, правила поведения, принятые той или иной группой мусульман или действующие в определенном регионе распространения ислама и соблюдаемые главным образом в силу привычки. В собственном см. ысле Адат сводится к обычаям, которым фикх отводит заметное место в регулировании поведения мусульман. Согласно некоторым мусульманско-правовым воззрениям Адат является одним из субсидиарных источников фикха по вопросам, не урегулированным Кораном или сунной. В частности, допускается широкое использование обычаев в торговых и иных сделках. Отдельные обычаи привлекаются фикхом к регулированию брачно-се-мейных отношений, например при установлении брачного выкупа. Однако большинство школ фикха не придает Адат самостоятельного значения, считая, что многие обычаи были включены в основные источники фикха - Коран и сунну или подтверждены единогласным мнением (иджма) ведущих правоведов, а также лежат в основе многих правовых норм, сформулированных фикхом рациональным путем.Термин "Адат" применяется также для обозначения обычного права исламизи-рованных народов. Теоретически принципы и нормы шариата признаются обязательными и стоящими выше любых иных правил поведения. Однако на практике они применяются тогда, когда становятся неотъемлемой частью местных обычаев. В результате такая система правил поведения в ряде исламских стран превратилась в симбиоз местных обычаев и отдельных норм шариата (фикха). Она также именуется Адат или адатным правом (прежде всего в странах Юго-Восточной Азии). Отдельные его положения признаются судами, а иногда составляют основу брачно-семейного законодательства (например, в Индонезии).Адат широко действовал в районах традиционного распространения ислама в царской России. На Северном Кавказе он представлял собой разветвленную систему социальных норм, основу которой составляли местные обычаи, сложившиеся еще в условиях родоплеменных отношений и языческих верований. Утверждение здесь ислама в XVI-XIX вв. не привело к полной замене их шариатом, который лишь частично был воспринят Адат Продолжали действовать обычаи, прямо осуждавшиеся исламом (например, кровная месть). В решении многих вопросов Адат сохранял господствующие позиции. В частности, ответственность за правонарушения практически полностью определялась Адат Наряду с шариатом обычаи регулировали даже брачно-семейные и наследственные отношения. Попытки заменить Адат шариатом, предпринятые в середине XIX в., имели лишь частичный успех и не привели к снижению роли обычаев. Отдельные положения Адат применялись в Российской Империи при условии их непротиворечия законодательству.В настоящее время в районах распространения ислама в РФ сохраняется ряд норм Адат, выступающего формой взаимодействия местных обычаев с предписаниями шариата. Некоторые такие нормы (например, предусм. атривающие кровную месть или допускающие полигамию) противоречат действующему законодательству РФ. В отдельных районах Северного Кавказа (например, в Ингушетии и Чечне) обсуждается возможность законодательного закрепления отдельных положений АдатСюкияйнен-Л.Р.
Статья про "Адат" в НТС была прочитана 3034 раз |
TOP 15
|
|||||||