БНБ "НТС" (48014) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
ГроцийОпределение "Гроций" в НТСГроций (Гроций) Гуго де Гроот (Hugo de Groot) (1583- 1645)- голландский правовед, социолог и государственный деятель. Один из основателей буржуазного учения о естественном праве (см. Естественно-правовая теория), систематизировавший международное право. Мировоззрение Гроций складывалось под влиянием нидерландской буржуазной революции XVI в. Главный труд - "О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права" (1625) Гроций написал для защиты "справедливости", которую попирают войны, заставляющие умолкать всякие законы. Главный вопрос - как соотносятся война и право. Чтобы ответить на него, надо понять природу права.Право возникает не на почве силы или корыстного интереса, а находится в стремлении индивида к общению с себе подобными. В своем учении Гроций раскрывает все богатство содержания права. Собственно право, по Гроций, - это сумма социальных норм для общения людей. К нормам права относятся: воздержание от незаконного получения чужого имущества. обязанность соблюдать обещания, возмещать ущерб, воздавать виновным заслуженное наказание и т.д. Хотя Гроций в качестве источника права признает и "свободную волю бога", но все-таки отдает предпочтение мирскому характеру права. Право как таковое Гроций понимает как естественное право. Оно "столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом". В целом правовая идея Гроций имеет индивидуалистическую окраску.Кроме естественного Гроций признает еще и право волеустановленное, а именно право человеческое и право божественное. Человеческое включает право, источник которого - гражданская власть, и права народов, которое получает "обязательную силу волею всех народов или многих из них". Гроций утверждает, что источником человеческого права является "сама природа человека" и поэтому все правовые явления должны соответствовать началам естественного права.В учении Гроций имеют место еще несколько важных аспектов права. Первый - право в см. ысле качества действия, признака справедливости, право как определенная деятельность человека. С этим связан другой аспект - право как нравственное свойство субъекта, позволяющее ему действовать в соответствии с началами естественного права (законно). Это нравственное свойство Гроций' называет способностью, а возможность законных действий, находящихся во власти самого субъекта, правомочием.Гроций как юрист не мог обойти проблему соотношения права и закона. Термин"право" является синонимом термина "закон", только когда закон выступает обязывающей нормой "нравственных поступков". Но даже в этом случае закон не полностью тождественен праву. Гроций соглашается с Аристотелем в том, что закон в узком см. ысле все-таки относится к волеустановленному праву, и называет его "повелением" и "законным правом". Законы - это средства, с помощью которых осуществляются права. Гроций утверждает, что "право не получает своего внешнего осуществления, если оно лишено силы для проведения в жизнь".Гроций прямо не высказывался о необходимости общественного договора для создания государства, но его суждения о "заключении союза" отдельными "рассеянными семействами против насилия" позволяют считать его сторонником идеи договорного происхождения государства. Гроций поддерживает мысль Аристотеля и Цицерона о целях создания государства. Оно появляется "ради соблюдения права и общей пользы". Гражданская власть в государстве является верховной, суверенной. Общий носитель верховной власти - государство, "совершенный союз". Собственно носителем власти может быть как одно, так и несколько лиц. Гроций, таким образом, затрагивает проблему распределения функции между вообще публичной властью и от-. дельными ее институтами.Государство и составляющий его народ Гроций считает явлениями равнозначными, но при этом отрицает право во всех без исключения случаях призывать государей к ответу. Более того, Греции сравнивает государственную власть с частной собственностью и приходит к выво-. ду о возможности приобретения власти таким же образом, как и права собственности. Законной государственной формой является такой политический порядок, в котором между монархом и подданными складываются патримониальные отношения. Таким образом, во взглядах на государство у Гроций появляются неизбежные противоречия. Ему тяжело было освободиться от влияния идеологии феодального средневековья.Гроций разработал систему положений, с помощью которых народы должны строить свои взаимоотношения. Это было сделано Гроций впервые с позиций прогрессивной в то время буржуазии. Основное положение заключалось в том, что народы должны руководствоваться не силой, а правом и справедливостью. Нормы "права народов" создаются стремлениями государств для пользы "обширной совокупности" сообщества людей.Гроций понимал, что войн избежать нельзя, но он разделял их на справедливые и несправедливые. Причем одни считаются дозволенными, а другие осуждаются. Военные действия для самозащиты и т.п. являются справедливыми. Они отвечают на совершенное правонарушение. Захватнические, грабительские войны несправедливы. При этом Гроций призывал воюющие стороны см. ягчать ужасы войны, т.е. щадить стариков, детей и женщин, хорошо обращаться с военнопленными, не допускать истребления имущества другого народа и т.п., не упускать из виду возможность заключить мир. Это очень важно, по мнению Гроций, так как мир является главной целью.Для анализа проблем государства и права Гроций выбирает умозрительный путь научного познания. В "Трех книгах о праве войны и мира" Гроций использует большое количество цитат из работ других юристов, политиков, философов, изречений из Библии, приводит исторические примеры. Но только для того, чтобы подтвердить правильность суждений, полученных Гроцийдедуктивным методом. В рассуждениях о праве он абстрагировался от отдельных фактов. Этот строго логический метод использовался и другими учеными, как современниками, так и последователями ГроцийЛит.:Казарин А.И. Гуго Гроций какполитический мыслитель/ /Вестник истории мировой культуры, 1958, № 6; Offtn-walder P. Zur Naturrechtslehre des Hugo Grotius. Tubingen, 1950; Knight W.S.M. The life and works of Hugo Drotius. L, 1925. Тимошевская А.Д.
Статья про "Гроций" в НТС была прочитана 4584 раз |
TOP 15
|
|||||||