БНБ "НТС" (48014) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
ИерингОпределение "Иеринг" в НТСИеринг (Иеринг) Рудольф (1818- 1892)- один из самых выдающихся германских юристов, романист-историк, цивилист и философ права. Являлся основателем реалистической школы права. Творчество Иеринг явилось переломным моментом в развитии западного правоведения, оно знаменовало переход от чисто юридического воззрения на общество к социологическому изучению права.•' Суть учения Иеринг изложена в его главном неоконченном труде "Цель в праве" (1872) и в популярной брошюре "Борь-база право". По мнению Иеринг, право - это не механизм (продукт случая, общественного договора) и не организм (саморазвивающийся продукт начал, заложенных в человеке в готовом виде), а общественная функция (продукт цели, служащий общественным интересам). Ни юридические, ни нравственные понятия отнюдь не заложены, хотя бы в зачаточном виде, в душе индивида и отнюдь не имеют самостоятельной, независимой от общества природы. Вне понятия общественного интереса нет права и нравственности, "общественно-полезное и нравственное - одно и то же". Общественные интересы, находящиеся под защитой принуждения, исходящего от государства, и есть право. Последнее определяется то как "система обеспеченных принуждением общественных целей", то как "обеспечение жизненных условий общества в форме принуждения"; много позже к защищенному интересу прибавился новый признак - наличие возможности у субъекта интереса самому защищать его судебным иском ("Дух римского права"). Субъект так понимаемого права - все общество, интересы целого. Вследствие этого личная автономия игнорируется, частные интересы принимаются в расчет лишь постольку, поскольку они соответствуют социальным целям. Оставаясь юристом, Иеринг не решался довести эту мысль до конца, ограничив лишь права собственника и установив "общественный характер всех частных прав". Но продолженная и развитая, эта мысль означает, что ради общественной цели все может стать со временем предметом государственного принуждения. "Лицо, общество, государство - такова историческая лестница человеческих целей... Государство поглощает в себе все общественные цели, и если правильно заключение от прошедшего к будущему, то в конце концов оно воспримет в себя все человечество".Другим важным аспектом теории Иеринг являлось полное отрицание возможности мирного, эволюционного развития права (на чем настаивали последователи исторической школы права). Иеринг считал, что всякое право в ми-ре может быть добыто только борьбой и реализуется через постоянную борьбу. Подчеркивание силовых моментов нередко принимало у Иеринг агрессивно-апологетический характер. Делая право производным только от власти, силы, принуждения, Иеринг скептически относился к идее правового государства, считая его совершенно нежизнеспособным. Соответственно, Иеринг не проводил особого теоретического различия между правом и законом. Будучи суммой интересов по содержанию, по форме, право, согласно Иеринг, является суммой норм. установленных государством и обеспеченных его принуждением. Само государство Иеринг рассм. атривал не иначе как организацию социального принуждения.Изложенное учение сам Иеринг называл "историко-реалистическим". Идеи Иеринг оказали влияние на формирование ряда 'западных правовых доктрин XX в. - "юриспруденцию интересов" в Германии, юридический прагматизм в США и т.д.
Статья про "Иеринг" в НТС была прочитана 3901 раз |
TOP 15
|
|||||||